Вопрос: Вадим Николаевич! В предыдущий раз мы с Вами встречались в мае этого года. С тех пор на отечественном рынке нефтепродуктов произошли некоторые изменения. Достаточно серьезные. В частности, был пересмотрен техрегламент относительно сроков введения более качественного топлива. Как это решение сказалось на деятельности ЛУКОЙЛа?
Воробьев: Думаю, что напрямую эти изменения нашей Компании не касаются. Если внимательно посмотреть на эти изменения, то, фактически, страна сделала шаг назад - со стандартов Евро-3 к стандартам Евро-2. Хочу напомнить нашим потребителям, что ЛУКОЙЛ с 2008 года продает в России дизельное топливо стандарта Евро-4, а с 2009 года - бензины стандарта Евро-3. В этом году, несмотря на эти изменения, мы вывели на российский рынок бензины стандарта Евро-4, а в прошлом году дизельное топливо стандарта Евро-5. Поэтому, конечно, мы чувствуем эти изменения на рынке - опять появился тот самый бензин против которого наше правительство борется, но я надеюсь, что этот период будет достаточно недолгим.
Вопрос: За последние несколько лет сроки введения в оборот топлив более высокого класса в соответствии с нормами Евро неоднократно пересматривались …
Воробьев: Совершенно верно. И вот в "Живом журнале" в сообществе "Нефтянка" есть соответствующая инфографика, которая наглядно демонстрирует, когда для нас наступит счастливая жизнь. По версии первой, она должна была начаться с 31 декабря 2008 года. Теперь этот срок переносится на 31 декабря 2012 года. Если говорить про стандарты Евро 4 и Евро 5, то мы должны были перейти на них уже через пару месяцев, а теперь сроки переносятся на 31 декабря 2015 года. Это еще четыре года нам придется ждать.
Это очень наглядно, то, что мы намечаем и то, как мы исполняем. Для меня это означает то, что мы не движемся вперед - мы топчемся на месте. Это очень плохо, у этого топтания есть и свои последствия. Экологические: например, в Москве ежегодно в атмосферу выбрасывается 1 млн. тонн вредных веществ, 80% из которых это автомобильный выхлоп. Переход с одного стандарта на более высокий уменьшает количество этих выбросов в геометрической прогрессии. Переход на Евро 5 даст эффект уменьшения выбросов примерно на 70%. Кроме этого у нас появляется новые автомобили, с хорошими двигателями, которые требуют совершенно другого топлива. Топливо стандарта Евро 2 и даже Евро 3 могут нанести непоправимый ущерб двигателям новейших автомобилей.
Вопрос: Означает ли это, что, несмотря на новый техрегламент, который позволяет производить 80-й бензин, ЛУКОЙЛ не будет продавать его на своих АЗС, о чем, собственно, он уже заявил?
Воробьев: В техрегламенте есть существенный момент: там не регламентируется октановое число, так как оно является не экологическим, а потребительским свойством. Если буквально понимать техрегламент, то в рамках потребительских свойств 80-ый бензин можно производить бесконечно и он должен выпускаться по стандарту Евро-5. Но это нонсенс. Рано или поздно потребитель сам откажется от его использования потому, что появляются машины с новыми двигателями, их становится все больше. Вопрос в сроках. Прямой запрет - это ужесточение. Отсутствие запрета - некая волатильность в сроках. ЛУКОЙЛ в прошлом году отказался от продажи 80-го бензина на АЗС. Мы считаем, что наш потребитель не использует этот бензин, хотя на рынке он и остался.
Понятно, что потребители этого продукта в регионах остались. Мы, как компания, заботящаяся о своем потребителе, думаем о том, продолжать его производство или нет. Пока склоняемся к тому, чтобы не продолжать.
Вопрос: Минэкономразвития выпустило очередной прогноз экономического развития, в котором заявило, что отсрочка введения повышенных норм Евро на топливо показывает несостоятельность руководства нефтяных компаний. Как бы Вы могли прокомментировать это заявление.
Воробьев: У нас в России достаточно большое количество компаний, а заводов, производящих соответствующую продукцию - еще больше. У нас 30 крупных и 178 мини-заводов. Наверное, подобные заявления не должны носить огульный характер. Отрасль состоит из конкретных юридических лиц. Очевидно, что часть из них - нефтяных компаний - выполнила соответствующие требования, часть - не выполнила. Возможно, это имеет объективный характер, возможно - субъективный - не нам давать оценки. Но ЛУКОЙЛ, начиная с начала 2000-ных, потратил 100 млрд рублей на модернизацию своих четырех российских заводов. На всех них, как обязательную норму, ввели в эксплуатацию установки изомеризации. Это позволило нам с 2009 года перейти на продажу бензина стандарта Евро-3. Более того, мы построили установки глубокой переработки на двух из наших четырех заводов, что дает нам возможность производить бензины стандарта Евро-4 и Евро-5. На всех наших заводах за эти 10 лет мы построили установки гидроочистки и гидрокрекинга, которые позволяют нам производить почти 100% дизельного топлива по стандартам Евро-4 и Евро-5. Поэтому, если рассуждать предметно по поводу этого заявления, то ЛУКОЙЛ входит в ту категорию компаний, который все требования законодательства выполнил.
Вопрос: Какова сейчас ситуация на рынке авиакеросина?
Воробьев: Считаю, что она стабильная. И та шумиха, которая сложилась вокруг авиакеросина, не соответствует объемам его производства в России. Но «нет дыма без огня». Потому, что совпадают два периода повышенного спроса на зимнее дизельное топливо и авиакеросин в связи с новогодними и рождественскими праздниками.
Какая связь? Связь исключительно в том, что в зимнее дизельное топливо добавляется керосин. Чем больше мы добавляем керосина, тем ниже точка замерзания дизельного топлива. Есть дизтопливо с точкой замерзания минус 15, минус 30, и арктическое дизельное топливо - это минус 50. Поэтому туда нужно добавить половину керосина от объема дизельного топлива. Похвально то, что над этой проблемой начинают думать уже в сентябре, а не в декабре.
Понятно, что меры, которые сейчас предпринимают нефтяные компании и Правительство в этой сфере, вполне адекватные. Но относятся они не к сегодняшнему дню, а к недалекому будущему - ноябрь, декабрь и особенно январь. Возможность превентивных мер есть. В Госрезерве, в частности, хранится достаточно большой объем авиакеросина. Нефтяные компании, и мы в их числе, обратились в Правительство с предложением расконсервировать определенный объем, чтобы поддержать наших потребителей. Переговоры в целом прошли успешно. Соответствующие решения будут в ближайшее время приняты в отношении всех обратившихся нефтяных компаний. Это позволит более мягко пройти предстоящие пиковые периоды.
Вопрос: В середине этого года ЛУКОЙЛ начал программу передачи АЗС в управление дилеров. Можно ли подвести какие-либо предварительные итоги реализации этой программы?
Воробьев: Когда мы с Вами встречались, то говорили о том, что передано около 20 станций. Тогда это был пилотный проект. Сейчас передано еще около 100 АЗС - в каждом регионе Российской Федерации, где мы присутствуем. Наверное, это уже не "пилот", это некий эксперимент. Массовой передачи в ближайшее время не будет. Мы хотим посмотреть, как эта система работает в режиме реального времени, для этого нужен определенный опытный период не менее года. Соответственно мы будем обсуждать итоги этой программы, делать выводы, корректировать ее, но не с точки зрения увеличения количества станций, а с точки зрения нормативной базы, которая складывается в результате этого эксперимента. Нужно вносить изменения в договорные отношения, в отношения со сторонними организациями. Много вопросов возникает в связи с введением новых законов: в частности 1 января вступает в силу закон об обязательном страховании особо опасных объектов, к которым, не понимаю на каком основании, отнесли автозаправочные станции. Вступил в силу закон об обороте алкогольной продукции. В середине следующего года мы сделаем выводы. И дальше у нас будет три пути: или двигаться дальше в этом направлении, или ограничится тем, что имеем, или вернутся к исходному состоянию. Я считаю, что, судя по первым результатам, обратной дороги нет. Может быть, темпы будут не высокими, но в течение двух-трех лет, мы имеем возможность передать в управлении дилеров половину розничных активов.