"Роснефть" выкупает ТНК-BP. BP получит за свою долю 12,85% акций "Роснефти" и $17,1 млрд, ААР получит $28 млрд. Ещё BP планирует докупить 5,66% "Роснефти" у "Роснефтегаза".
От редакции: Сначала будет дешевле, потом дороже
Последствия мега-сделки для обычных покупателей бензина
сдерживание цен на бензин будет недолгим — рынок все равно заставит их повышать, если цены на нефть пойдут вверх. Да и гигантские долги, которые «Роснефть» собирается наделать ради выкупа ТНК-ВР, рано или поздно приведут компанию к необходимости зарабатывать больше. История «Газпрома» показывает, что разговоры о социальной стабильности не мешают увеличивать газовые цены на внутреннем рынке, когда падают экспортные доходы. Вполне возможно, что в благодарность за «социальную ответственность» правительство предоставит «Роснефти» существенные налоговые льготы или другие особенные условия ведения бизнеса.
Точнее было бы сказать «монопольные», но Сечину не нравится слово «монополизм». Вчера, комментируя сделку, он убеждал журналистов, что она не может вызывать озабоченности у антимонопольного регулятора. «Монопольного положения нет, тут даже нечего обсуждать. У нас в РФ добывается более 500 млн т нефти, около 200 млн т после консолидации будет под контролем “Роснефти”. “Роснефть” работает в конкурентной среде. Я бы просил тему создания монополии не педалировать без нужды», — сказал глава госкомпании.
Действительно, если под контролем какой-то компании находится «всего» 40% рынка, о каком монополизме может идти речь? Сплошная конкуренция.
Не будем убеждать вас, что государственные компании обязательно работают хуже, чем частные. Но мы точно знаем, что частный собственник не допустил бы такого уровня откатов, который процветает в госкомпаниях. Мы точно знаем, что частные нефтяные компании гораздо охотнее тратят деньги на модернизацию производства, тогда как государственные работают по принципу временщиков. Если «Сургутнефтегаз» и «Татнефть» уже сегодня обеспечивают утилизацию попутного нефтяного газа на уровне не ниже 95%, а «Лукойл» и ТНК-ВР приближаются к этому показателю за счет многомиллиардных инвестиций, то «национальные чемпионы» — «Роснефть» и «Газпром нефть» — заявили Минэнерго о своей неготовности это делать. Переход на более экологичные стандарты топлива «Евро-3» и «Евро-4» тоже тормозят именно госкомпании.