4-6 июня 2009 года состоялся Петербургский Международный экономический форум. Одной из наиболее важных тем форума стало развитие нефтегазового комплекса в условиях кризиса.
В рамках форума редакция Oil.Эксперт обратилась с краткими вопросами к помощнику Президента России Аркадию Дворковичу.
- Аркадий Владимирович, на форуме много говорилось о защите внутреннего рынка от значительных колебаний мировых цен на нефть и нефтепродукты. Одним из механизмов защиты называется развитие биржевой торговли в России. Какова Ваша оценка данного направления и его перспектив?
- Пока биржевая торговля развивается медленно. Это вопрос стимулов по участию в торгах для нефтяных компаний. Нам вместе с компаниями еще нужно продумать, как сделать так, чтобы торговать через биржу было выгодно, и чтобы формировались контракты с оценкой в рублях, и они были бы привлекательными для всех покупателей и продавцов. Мы пока еще не нашли такого ключа. Будем его искать.
- Почему крупные нефтяные компании идут на биржу не так активно, как хотелось бы?
- У них хорошо выстроены логистические цепочки, им удобно торговать так, как они торгуют. Пока компании не видят, в чем заключается их интерес, связанный с биржами.
С точки зрения государства - биржевая торговля потенциально выгодна в целом для страны и для рынка.
- Какие могут быть стимулы для развития бирж?
- Нужно думать, будут ли это налоговые стимулы или стимулы, связанные с потребностями государственного сектора.
- Сегодня также говорится о необходимости налогового стимулирования для нефтегазовой отрасли в целом. В каком направлении здесь предполагается двигаться?
- О снижении налоговой нагрузки на нефтяной сектор в целом речи пока не идет. Но и полной уверенности в том, что структура такой нагрузки является оптимальной, у нас тоже нет. Мы продолжаем работу с нефтяными компаниями по данному вопросу. Какие-то изменения, связанные со стимулированием углубленной переработки нефти и газа, произойдут.
Украинская газотранспортная система очень хорошо дополняет российский газовый комплекс. Собственно, для этого она и создавалась. Проблема в её использовании, на мой взгляд, связана с нестабильностью власти на Украине. Руководство Украины не обязательно должно быть дружественно России, достаточно просто того, чтобы был лидер, поддерживаемый народом. Сейчас же вообще непонятно, с кем договариваться. Власть может поменяться в любой момент, а торговля газом требует долгосрочного планирования.
ГТС - Большой Карман должен быть вне политики, это в интересах России. Сейчас же, благодаря Украине цены на нефть пошли вверх,
и повышаются цены на газ, которые и так непомерны.
То есть повышать цены на газ - это недальновидная политика, говорит о том, что вообще нет биржевых специалистов в Росси.
Цены на газ не должны быть поплавком - индикатором, они должны поддерживать стабильный рынок, исходя из социальных нужд населения. Для этого и делается Большой Карман, и вынимается из него справедливая цена. Кроме того, это искоренение зашкальных обьемов транспортировки газа ( которые к 2014 году полностью опустошат Туркменские и Казахские природные запасы, если срочно не залатать дыры в ГТС):