Директор Департамента развития конкуренции и анализа конъюнктуры рынков Министерства экономического развития Российской Федерации Александр Александрович Пироженко опубликовал в своём блоге статью о конференции.
Цитата:
Сегодня выступал на конференции, организованной журналом OilЭксперт «Биржевой и внебиржевой рынок нефтепродуктов».
Участвовал в панели с представителями товарных бирж, которые организуют торги нефтью и нефтепродуктами, а также заместителем руководителя ФСФР Сергеем Харламовым. Разговор в целом весьма профессиональным и открытым – биржи рассказывали о результатах своей работы, трейдеры и нефтяники задавали вопросы. Атмосфере открытости способствовал модератор панели – Анатолий Гавриленко. Он задавал не очень приятные для выступающих вопросы, но при этом в довольно дружественной форме. И его комментарии к выступлениям были весьма точны и остры. Это придавало дискуссии живости, чего не часто случается на подобного рода мероприятиях.
Оказалось, например, что через МБНК (биржа, близкая к «Газпрому») продано нефтепродуктов на 15 млрд. руб (900 тыс. т) и, несколько меньше, - через СПбМТСБ (биржа, созданная с участием крупнейших нефтяных компаний и госбанков). Меня эти цифры приятно удивили. Правда, в кулуарах по секрету сказали, что часть этого объема – «дутые» сделки за счет прогонки через дружественных брокеров. Но здесь важны не столько объемы, сколько результат с точки зрения развития конкуренции и прозрачности. И он есть. Один из участников конференции из числа независимых трейдеров публично сказал, что участие в биржевой торговле для его компании позволило получить доступ к ресурсам нефтепродуктов, которые раньше для них были недоступны. Если раньше они не могли купить нефтепродукты на НПЗ по прямому договору, то теперь они могли купить их в рамках объемов, выставляемых от этого НПЗ на бирже. Так что это очень позитивные новости – мы на пути повышения прозрачности рынка нефтепродуктов.
В своем выступлении я говорил про разрабатываемые нами меры по развитию конкуренции на рынках нефтепродуктов.
Обществу и государству необходимы понятные ответы на вопросы: почему цены на нефтепродукты не снижаются, когда снижается цена экспортной альтернативы? Почему цены на АЗС не падают, когда падают оптовые цены?
Чтобы ответить на эти вопросы надо иметь прозрачный рынок нефтепродуктов – понимать, как на нем формируется цена, под воздействием каких факторов. Сейчас же не всегда очевидно о какой конкретно цене мы говорим. Цена на заправке - это очевидный факт. Но какая оптовая цена, цена с НПЗ? Как связаны отпускные цены различных НПЗ? Можно ли реально купить нефтепродукт по декларируемой цене с НПЗ оптом как, например, партию картофеля с овощебазы?
Для специалистов не является секретом, что на российском рынке нет общепризнанных индикаторов цен на нефть, бензин, дизтопливо. В странах Европы и США, например, это цены агентств Platts и Argus. У нас же, несмотря на публикацию котировок наших и зарубежных ценовых агентств, тех же цен биржевых сделок, нет ни одного общепризнанного индикатора цен. И это только из-за непозрачности рынка. И плохо от этого всем – потребителям, которые не имеют возможности управлять (хеджировать) своими ценовыми рисками; поставщикам, которые всегда сомневаются в цене продажи (не дешево ли отдаем?); государству (с какой цены брать налоги?).
К слову, вокруг индикаторов цен и ведутся все разговоры про биржевую торговлю, в том числе и на сегодняшней конференции. Ведь по-хорошему, торговля реальным товаром на бирже не очень интересна как бизнес – много, извините, геморроя, а результат оставляет желать и желать. Надо объяснить преимущества биржевой торговли и обучать дремучих (в смысле организованной торговли) нефтяников и трейдеров, изобретать систему гарантирования поставок и расчетов, разработать систему, которая корректно работает по множеству точек поставки… Биржам интересен рынок производных инструментов (фьючерсы) – да, там совсем другие объемы торговли, профессиональные игроки, проработанные технологии торговли. В общем, бизнес значительно более приятный и прибыльный. Но.. Без индикатора цен (биржевого или внебиржевого, неважно) процесс этот замечательный запустить не получается.
Это я отвлекся. Так вот, чтобы такой индикатор получить, необходима система позитивных мер со стороны государства.
Мы думаем, что систем мер должна включать в себя следующие. Во-первых, необходимо обязать нефтяников реализовывать часть производимых нефтепродуктов на открытых, в том числе биржевых, торгах (скажем, 10%). Во-вторых, нефтяникам надо показывать сделки внутри компании по реализации нефтепродукта с НПЗ до АЗС. В-третьих, отобрать агентство (агентства), методология которых наиболее эффективна с точки зрения адекватного отражения ценовой ситуации на рынке. И цены этого агентства признавать, например, в целях налогообложения. В-четвертых, на государственном информационном портале ежедневно публиковать все цены на нефть и нефтепродукты в каждом регионе с объяснением их уровня и основных факторов ценообразования. В-пятых, снизить административные барьеры для любых видов деятельности в нефтянке – от добычи нефти до розничной продажи бензина. Вот такая простая система мер.